Нефтегазовые доходы бюджета (НГД) продолжают сокращаться: в июне, по данным Минфина, они составили 494,8 млрд рублей, что на 33,7% меньше, чем в июне прошлого года. До этого почти столь же сильное падение в годовом исчислении произошло в мае. Основная причина происходящего — в падении цен на нефть в последние месяцы. В июне, как видим, не помог даже кратковременный взлет, связанный с геополитической ситуацией на Ближнем Востоке. Продолжится ли это снижение и дальше и удастся ли выполнить бюджетные задачи в 2025 году в свете ситуации с НГД — в материале «Известий».
Обвал НДПИ
495 млрд — один из худших показателей за последнее время. Еще ниже (425 млрд) было только в январе 2023 года. Спад фиксировался и по сравнению с маем — на 3,5%. В целом снижение доходов наблюдалось как в I, так и во II кварталах (в сравнении с аналогичными периодами прошлого года). В целом же за полугодие спад к первому полугодию 2024 года составил 17%, и это без учета инфляции. В абсолютном выражении в I и II кварталах падение составило 287 млрд и 676 млрд рублей соответственно.
Основное снижение фиксировалось в НДПИ. Поступления сокращаются на протяжении шести месяцев подряд. К примеру, в январе они составляли 1,049 трлн рублей, в апреле — 769 млрд рублей, а в июне — только 609 млрд. При этом НДПИ на газ рухнул более чем в 2,5 раза с 143 млрд рублей в январе до 58 млрд в апреле. На ситуацию с газом в значительной степени повлияло существенное сокращение российского экспорта голубого топлива за рубеж, хотя цены на мировых рынках даже немного подросли.
Хотя «отрицательный акциз» на нефтяное сырье и демпфер также сокращались в эти месяцы (объем выплат нефтяникам по демпферу в 2025 году ожидается на уровне 2,6 трлн рублей, что на 1,4 трлн рублей меньше, чем запланированный), всего этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать спад в сборах НДПИ, чьи поступления во II квартале рухнули к аналогичному периоду 2024 года сразу на триллион рублей. Отметим, что помимо цен на нефть немалую роль в этом процессе сыграло и укрепление рубля, неуклонно шедшее в последние месяцы.
В целом ситуация с балансом нефтегазовых доходов всё же улучшается благодаря сокращению субсидий для НПЗ. Во II квартале 2025 года общие выплаты по демпферу, обратному акцизу и инвестнадбавке уменьшились на 555 млрд рублей к тому же периоду 2024-го. Кстати, существенное снижение европейских цен на бензин и дизель здесь тоже повлияло — они до сих учитываются в формуле расчета демпфера вопреки эмбарго на поставку российской нефти в Европу.
Дальнейшее развитие событий может зависеть от цен на нефть. На данный момент достаточно трудно предполагать их кардинальное увеличение. ОПЕК+ практически каждый месяц повышает добычу примерно на 400 тыс. баррелей в день. Впрочем, некоторые страны не очень старательно соблюдают свои квоты на добычу (например, Казахстан и ОАЭ). Кроме того, не исключена частичная отмена санкций против Ирана, если удастся достичь соглашения по иранской ядерной программе. Со стороны спроса тоже больших успехов не ожидается, особенно в свете тарифных войн. Всё это окажет дополнительное понижательное давление на цены. Конечно, мы можем увидеть и очередной раунд ближневосточного обострения, но аргументы против такового в данный момент несколько сильнее. То есть рассчитывать на мировые цены выше $70 до конца года не приходится.
Естественно, настолько значительное падение НГД вызывает беспокойство по поводу выполнения бюджета текущего года. По итогам пяти месяцев он был сведен с дефицитом в 3,4 трлн рублей. Согласно последней оценке, за весь год он может составить 3,8 трлн рублей, или 1,7% от ВВП. Дополнительное ухудшение заставит либо увеличивать заимствования, либо доставать еще больше денег из Фонда национального благосостояния.
Курс всё поправит
Как заявил в интервью «Известиям» старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян, основная причина стремительного падения нефтегазовых доходов бюджета в июне этого года в сравнении с июнем 2024 года — значительно более низкие мировые цены на нефть и более крепкий курс рубля к доллару. Для бюджета, по его мнению, обстановка совсем не критичная.
— Ситуация может частично выправиться во второй половине 2025 года в первую очередь за счет обесценения курса рубля до уровней 90 и выше. Этому будет способствовать смягчение денежно-кредитной политики Банка России. Цены на нефть, вероятно, останутся на текущих уровнях по причине прогнозируемого профицита на рынке. Обновленная версия параметров бюджета уже учитывает это ухудшение рыночной конъюнктуры, — отмечает эксперт.
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко также не склонен драматизировать ситуацию на нефтяном рынке и, соответственно, с поступлениями в бюджет.
— Мы не ожидаем еще более сильного снижения цен на нефть до конца текущего года, а также существенного расширения спредов на российские сорта топлива. Наш взгляд на среднюю цену на нефть в текущем году умеренно оптимистичен. Вместе с тем ситуация с курсом валюты пока продолжает оставаться напряженной для российских экспортеров. К концу года прогнозируется ослабление курса по мере перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики. Это означает, что ситуация с НГД может всё же несколько улучшиться, — полагает собеседник.
По его словам, наполнение бюджета составляет некоторые затруднения, которые трудно назвать по-настоящему критическими.
— Напомню, что в РФ продолжает действовать бюджетное правило, согласно которому, в случае если цена опускается ниже цены отсечки, Минфин осуществляет расходование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, прогноз по цене на нефть на текущий год в плане бюджета был существенно снижен. В настоящее время прогнозируется, что цена на нефть составит в текущем году $56/баррель против $69,7/баррель в прежнем проекте бюджета. Соответственно, нефтегазовые доходы в настоящее время планируются на уровне 8,3 трлн рублей (10,9 трлн ранее). План по бюджетному дефициту расширен с 1,2 трлн рублей до 3,8 трлн рублей. Недобор нефтегазовых доходов бюджета может быть частично компенсирован ненефтегазовыми доходами.
Отметим, что последние по итогам первых пяти месяцев текущего года выросли на 12,3% к тому же периоду прошлого года и превысили плановый уровень. Что будет дальше — зависит от ситуации в экономике (при «жесткой посадке» просядут и эти доходы), но пока видно, что частичная компенсация недостачи от углеводородов всё же происходит.